Внесение поправок в Воздушный кодекс предусматривает разрешение на продажу невозвратных билетов
13.10.2012


Минтранс внесло на рассмотрение в Госдуму новый законопроект, предусматривающий возможность продажи авиаперевозчиками невозвратных билетов, то есть таких, за возвращение которых нельзя вернуть обратно потраченные на них деньги. Данный законопроект подразумевает внесение поправок в сто седьмую и сто восьмую статьи Воздушного кодекса РФ.
В целом эта инициатива может повлечь за собой настоящий правоприменительный хаос, так как затрагивает ряд законодательных нюансов, которые пока не представляется возможным отменить, в частности закон "О защите прав потребителей".
В качестве альтернативы данному законопроекту Союз потребителей предлагает подойти со стороны оценки убытков, которые могут понести перевозчики в случае отказа пассажиров от проезда без уважительных причин. В этом случае убытки компании будет нетрудно подсчитать, исходя из того, удалось ли компании допродать освободившееся место или нет. Если компании удалось реализовать освободившееся место, то из суммы убытков следует вычесть доход, извлеченный от допродажи. Полученная сумма и будет искомым показателем. При этом совершенно очевидно, что при невозвращении денег пассажирам, отказавшимся от билета, и последующей допродаже освободившегося места, авиаперевозчик по сути получает двойной доход. Подход СПРФ является более справедливым по отношению к пассажирам. К тому же он позволяет воспользоваться новыми схемами ценообразования, привлекая новых клиентов. СПРФ выступает против принятия выше указанных поправок к Воздушному кодексу РФ, поскольку, по мнению членов организации, данные нововведения будут существенно урезать права граждан, пользующихся услугами авиакомпаний. Предлагаемые поправки по сути позволяют компаниям вести конфискационную деятельность. При этом пассажиры могут пострадать совершенно из-за независящих от них причин. Например, неожиданно оказалось, что к компании туристов хочет присоединиться еще один знакомый, но мест на текущем воздушном судне больше нет. Что делать? Лететь без друга или менять билеты, рискуя потерять значительные суммы?
Союз потребителей Российской Федерации придерживается мнения, что в случае принятия подобного закона, последствия могут быть самыми негативными. Скорее всего, перевозчики начнут действовать по следующей схеме: самые дешевые билеты станут невозвратными, однако граждане будут бояться их покупать, что приведет к тому, что средний ценовой сегмент билетов будет повышаться, в связи с ростом на них спроса.