Об идее создания водно-воздушного аппарата-гибрида
09.11.2012


Собственно идея о создании аппарата-гибрида существует уже далеко не первый год и даже не первое десятилетие. Однако только сейчас она из разряда фантастики стала превращаться в более или менее реально осуществимую задачу.
Споры об аппарате-гибриде ведутся, пожалуй, также давно, как и существует сама идея. Что это будет в большей степени: летательный аппарат, приспособленный для частичного функционирования под водой, или же, наоборот, подводная лодка, обладающая возможностью отрываться от воды. В Соединенных Штатах структура, которая занимается этим вопросом, носит название Агентства перспективных исследований Минобороны или DARPA
Аппарат-гибрид в американском варианте рассматривается как доработанный самолет. Проект называется Subplane. Одной из причин, почему американские ученые считают, что аппарат-гибрид нужно развивать, отталкиваясь от существующих моделей летательных аппаратов, а не от подводной техники, заключается в том, что на первый взгляд представляется более простым развитие проекта из самолетов, которые уже могут приводняться и плавать на воде (в то время, как подводные лодки пока полностью зависят от водной стихии). Итак, значит, это будет "подводный самолет", как считают американские разработчики. Суть здесь не столько в названиях, сколько в подходах. После долгих колебаний американцы решили за основу будущего гибрида принять именно самолет. В будущем конструкция водных самолетов должна быть дополнена и модернизирована, что приведет к возможности работать на одном аппарате не только в воздухе, но и под водой.
Корни этого подхода можно с уверенностью искать в Советском Союзе. Именно здесь в тридцатые и сороковые годы команда инженеров, возглавляемая Б. Ушаковым. трудилась над проектом создания самолета, способного противостоять и преодолевать водные преграды, созданные естественным и искусственным путем в целях обороны. Данный трехмоторный самолет предположительно мог погружаться на глубину и наносить удары по вражеским целям с помощью торпед.
Самолет был рассчитан на ведение атакующих действий на водных зонах противника, в бухтах и даже в открытом море. Обычно вход в бухты считается важным, если не самым главным местом с точки зрения обороны. Его укрепляют с помощью минирования, подводных лодок и военных судов. Именно в этой точке концентрируются основные силы противника. В таких случаях самолет Ушакова имел сразу несколько вариантов развития атаки, он мог приблизить как со стороны суши, так и со стороны моря, и даже уйти под воду.
В тот момент конструкторам не удалось решить вопрос совмещения легкости конструкции (что необходимо для того, чтобы самолет мог подняться в воздух) с ее прочностью (чего требует работа судная под водой).
Американские военные также вели свои разработки, преимущественно во время холодной войны. В шестидесятые они достигли большего результата. По сути, им удалось даже создать некий прототип корабля, однако функционал машины оставлял желать лучшего.
Последняя попытка американских разработчиков датируется 2008 годом. Именно с этого времени ведется работа над новым проектом потенциального подводного самолета с применением новых материалов и технологий. Одной из главных проблем для конструкторов на этот раз станет конструирование двигателя для гибрида. Очевидно, что используемые в авиации газотурбинные моторы, требующие наличие потоков воздуха, не могут быть использованы. А альтернативный электрический двигатель, способный поддерживать функционирование корабля такого класса, пока не изобретен.