» » Страница 54
"Самому новому" Ка-62 стукнуло два десятка
Одной из последних выставок в этом году, где был представлен Ка-62, стала HeliRussia 2012. Появление Ка-62 на выставке решили обставить как главную фишку мероприятия. Вы, наверное, помните весь тот шум в прессе о "новом гражданском вертолете", об инновациях и далее по списку. На самой выставке Ка-62 должен был, по мнению организаторов, произвести эффект разорвавшейся бомбы: макет сияет, презентация едва ли не самая интересная на выставке, все центральные каналы говорят "о новом гражданском вертолете", пресс-релизы сопровождаются убойными фотографиями. Однако давайте на минуту абстрагируемся от того, что нам говорят разработчики, и вспомним историю. Когда аппарат впервые привезли на МАКС? В 2005? Так. А какой же тогда год разработки вертолета? Может быть, 2000? Или 1998? Нет и нет - 1992. Что значит, что "самый новый гражданский вертолет" разменял свой третий десяток. За два десятилетия вертолет видел немало конструкторов, одни лица сменились другими, одни специалисты уходили, на их место приходили новые.
Суть технологии "Стелс" и ее американские образчики
Stealth в переводе с английского означает "тайный", "скрытный". Под "Стелс" технологиями в авиации подразумевается одна из самых значимых инжиниринговых тенденций в мире за последнее время, а именно: создание невидимых для радаров самолетов. Технология подразумевает, что воздушное судно останется практически или полностью незаметным для устройств, работающих на определенной частоте. Этот эффект достигается при помощи использования новейших материалов и конструктивных форм. Технология работает таким образом, что большая часть волн и излучений от борта самолета незаметно рассеивается. Для использования "Стелс" технологий проектировщикам приходится идти на заметные ухищрения при работе как над формой, так и над "начинкой" самолета и даже при определении его массы. Так что ее нельзя назвать простой в использовании и приносящей однозначно положительные результаты.
Об идее создания водно-воздушного аппарата-гибрида
Собственно идея о создании аппарата-гибрида существует уже далеко не первый год и даже не первое десятилетие. Однако только сейчас она из разряда фантастики стала превращаться в более или менее реально осуществимую задачу. Споры об аппарате-гибриде ведутся, пожалуй, также давно, как и существует сама идея. Что это будет в большей степени: летательный аппарат, приспособленный для частичного функционирования под водой, или же, наоборот, подводная лодка, обладающая возможностью отрываться от воды. В Соединенных Штатах структура, которая занимается этим вопросом, носит название Агентства перспективных исследований Минобороны или DARPA. Аппарат-гибрид в американском варианте рассматривается как доработанный самолет. Проект называется Subplane. Одной из причин, почему американские ученые считают, что аппарат-гибрид нужно развивать, отталкиваясь от существующих моделей летательных аппаратов, а не от подводной техники, заключается в том, что на первый взгляд представляется более простым развитие проекта из самолетов.
Создан экономичный беспилотник, имитирующий полет альбатроса
На этот раз разработка принадлежит американцам. Беспилотник типа альбатрос может парить в воздухе на одном месте, что позволяет минимизировать расход топлива. До настоящего изобретения все беспилотники совершали передвижения в воздушном пространстве и не имели возможности зависать на одном месте. Беспилотник уже получил название "робот-альбатрос". Примечательно, что изобретатель не является служащим институтов гражданской или военной авиации, а вот уже много лет работает в океанографическом институте. Конечно, роботу-альбатросу далеко до маневренности настоящей птицы. Фил Ричардсон так характеризует свое творение: модель, выполненная по прототипу альбатроса, вначале летала слишком медленно. Поэтому ученый пришел к выводу о необходимости изменения формы беспилотника на форму глайдера. Возможность зависания в воздухе переводит беспилотник в энергосберегающий режим, что значительно продлевает общий срок нахождения БПЛА в полете.
Об обучении в летных учебных заведениях гражданской авиации
Так уж получилось, что в системе подготовки летных специалистов гражданской авиации царит не меньший беспорядок, чем в секторе проектирования самолетов. До настоящего момента обучение специалистов проводится по двум стандартам, один из которых был разработан в пятидесятые годы прошлого века, а второй - в семидесятые годы. В рамках обеих программ обучение должно вестись на советских авиалайнерах. В Советском Союзе после выпуска летчики постепенно начинали постигать управления другими воздушными судами по принципу от простого к сложному. И этот пут мог занимать многие годы. Ситуация, которая сегодня складывается в гражданской авиации, поистине шокирует. Пилоты учатся по стандартам полувековой давности, на машинах, аналогов которых уже не сохранилось ни водной самой отсталой компании. Выйдя из летного училища, курсанты сразу попадают на борта судов, организованных по западному типу, с двухчленным экипажем. Авиакомпании, которые берут на работу новооперившихся пилотов, вынуждены вкладывать дополнительные миллионы, чтобы провести обучение и акклиматизацию персонала.